Меню сайта
Поиск
Главная » Статьи » Статьи и доклады Б.Д.Эльконина

Развертывание Посреднического Действия

Развертывание Посреднического Действия

Б.Д. Эльконин

ПОЗИЦИЯ

  1. На современном этапе развития Культурно-Исторической Теории (КИТ) Объектом изучения и практикования является сам Акт Опосредствования – Посредническое Действие (ПД), а не «Психические явления» («Явления Сознания»). Соответственно, именно ПД надо выделить как Событие повседневности – ее «узел»[1] [10].
  2. Сам термин «действие» должен быть до-понят и до-полнен. Во-первых, действие – не натуральный объект, а форма активности. В этой форме из активности «выжимаются»[2] три модуса завершения: результативность, продуктивность и эффективность. В ПД результативность задана приростом[3] выполнения образца. Именно приростом, а не самим фактом «правильного» выполнения. Однако, выполненость ПД (его полнота) не ограничивается лишь результативностью, понятой как «метка» на некоей линии извне заданного совершенствования. Ключевым аспектом ПД является его Продуктивность. Продуктивное действие – действие, в котором сделано больше чем делалось. А именно, его Продукт таков, что меняет саму ситуацию действования. Продукт есть то, что может и должно быть выставлено, т.е. требует своего «Поля» и лишь здесь рождается. Становление Поля Действия – критерий эффективности ПД.
  3.  Развитие в онтогенезе – развертывание ПД. Задача современной Выготскианской психологии развития – исследование развертывания ПД.

 

  •  

 

  1. Основную проблему исследований развертывания ПД задает требование связности функционального генеза и онтогенеза (формирования и развития). Д.Б. Эльконин писал: «Одним из самых существенных, подлежащих углубленному исследованию является вопрос о соотношении «функционального» развития, проходящего в процессе усвоения различных форм общественно-исторического опыта на основе ведущей деятельности, и онтогенетического развития, приводящего к переходу на новую ступень психического развития. Накопленные к настоящему времени факты показывают, что не всякое «функциональное» развитие приводит к изменениям, определяющим переход на новую, более высокую ступень развития» [12].

 

  •  

 

  1. В одной из своих последних работ – работе «Проблема умственной отсталости» - Л.С. Выготский, дополняя концепцию и эксперименты К. Левина, ввел представление о «динамике смысловых систем» как динамике «смыслового поля»[4]. Исследование развертывания ПД есть исследование развертывания его Смыслового Поля.
  2. Понятие о Смысловом Поле введено Л.С. Выготским в критике представлений гештальт-психологов о «феноменальном поле» как детерминированной самой «обстановкой» данности места действующего.
  3. Дополняя «ход» Выготского, можно сказать, что понятие о Смысловом Поле есть преодоление презумпции непосредственной обозримой данности возможностей действия. Тем самым, Поле понимается не как готовое предоставленное пространство, а как пространство означивания-открытия скрытой дотоле связности действующего и «местности» действия. Так, например, усилия начинающего ходить ребенка направлены на преодоление Поля гравитации (а не самих по себе расстояний). Поле ходьбы здесь выступает как поле усилий, как скрытая и искомая связность векторов, т.е. сил, энергий[5], а не «тел». Таким образом, Поле задано границами пространства-времени удержания и воссоздания усилия связности; в этом пространстве-времени воссоздания усилия возникает телесное чувство собственной активности, реализующееся в требовании и обнаружении Опоры продвижения (поддерживающей руки взрослого). Обнаружение и означивание опоры активности – исходный «пункт» становления Смыслового поля как Поля ПД. Итак, повторю: развертывание ПД есть развертывание его Смыслового Поля, каковое, в свою очередь, есть пространство-время удержания усилий связности как усилий уместности, усилий быть «в …», т.е., Быть[6]. Дальнейшее обсуждение темы развертывания Смыслового Поля требует двоякого понимания-акцентирования этого словосочетания: как СМЫСЛОВОГО поля и как смыслового ПОЛЯ.

 

СМЫСЛОВОЕ поле

 

  1. Три вопроса необходимо задать, чтобы воссоздать Смысл ныне вездесущей категории «смысл». Эти вопросы не о том, что есть Смысл или про что Смысл, а о том, как Смысл есть. Первый вопрос: «Что для себя требует осмысления?». Это вопрос об уместности придания смысла, о том, что осмысление не может быть произволом осмысляющего, не должно быть внешним и о том, что не любые фактичности должны стать осмысленными. Осмысления требует лишь некий жизненный «поворот» того или иного масштаба - жизненное Событие[7]. Второй вопрос: «Что строится, производится в осмыслении, что «делает» Смысл?». В осмыслении нечто выделяется-акцентируется как Вызов действующему, как то, что необходимо увидеть, поскольку нельзя миновать. Третий вопрос: «Откуда является Смысл?». Или: «Какова та Позиция, из которой уместно осмысление?». Такова позиция Посредника, поскольку функция Смысла – опосредствование (в полном или редуцированном виде, удачное или неудачное), т.е. означивание обстоятельств как ситуации, требующей действия. Смысловое – есть обретающее Поле Действия.
  2. В заданных вопросах и ответах на них положена исследовательская позиция, которой я придерживаюсь – позиция неклассической психологии [13, с. 475 - 478]. Осмысление возможно лишь как соучастие в действии, словами Д.Б. Эльконина – как «совокупное действие», а в пределе – как ПД. Из внешней, отстраненной позиции, вне требования уместности осмысление фиктивно[8].
  3. «Болевая точка» последних работ Л.С. Выготского – отношения «смысла» и «значения». Похоже, что интенция этих работ – преодоление значения-обобщения в смысле. Преодоление готового, «словарного» значения, в котором оказываются скрытыми, снятыми сами его адресованность и отнесенность, т.е. акт выделения, «вынимания» из обстановки («среды») некоего ее аспекта. Подобное «распредмечивание» значения и есть его осмысление, что и является необходимым моментом опосредствования – придания значению функции психологического орудия. Именно таким образом «среда» превращается в СМЫСЛОВОЕ поле.

 

Смысловое ПОЛЕ

 

  1.  Становление смыслового ПОЛЯ в опосредствовании развертывается как индивидуализация ПД. Посредник «отходит» на границу поля действия – границу воссоздаваемости Опор действующего, т.е. границу пространства возможностей действия. Поле развертывается от опробования опор к испытанию границ воссоздаваемости опор. Тем самым, Поле выступает дважды: во-первых, «из» опор действующего как Поле выполнения и, во-вторых, «из» проявляемых границ возможностей действия – как Поле испытания.

 

Поле выполнения

 

  1. Поле выполнения разворачивается от утверждения значения-значимости образца действия к опробованию границ действия по образцу (его скрытого «не так») и далее - к превращению образца в Опору[9] и включению этой опоры («так» и «не так») в стихию активности[10], возникшую вне ситуации задания-принятия данного образца[11]. Поле здесь явлено как совокупность меток усилий («кочка», «заборчик», «ямка» и т. п.), но еще не связывающий их образ маршрута, включенный в образ «местности»[12].

Поле испытания

 

  1. Включение опор в стихию активности «отражается» в индивиде как состояние стремления. Важно, что это именно состояние, «порыв», а не некое «рассчетливо-сознательное» действие. В состоянии стремления опоры «мнятся» готовыми и не отмечаются специально, а лишь «имеются в виду»[13]. Тем самым, Поле активности выступает как Пространство преодоления и «фокус» активности смещается на его границы. Здесь можно наблюдать своеобразную игру ребенка с границами пространства своего действия. Например, когда ребенок примерно 2-х лет «дразнит» гуляющего с ним взрослого, нарочито отходя от него на все большее расстояние [10]. Пример игры с границами пространства действия указывает на то, что эти границы олицетворяются и их «лицо» - Взрослый как «держатель» границ - противопоставляется устремлениям ребенка.
  2. «Выход» Посредника на границы поля действия «посредствуемого» в Образе олицетворенной силы, удерживающей эти границы, превращает поле действия в «Поле Встреч»[14], где встреча есть Событие удерживания-преодоления Энергии, держащей Поле[15]. Здесь граница Поля выступает как Вызов. В детстве на этом этапе освоения действия (развертывания ПД) возникает Ролевая Игра, в которой само стремление осваивается как Вызов и Ответ на вызов [14].

 

  •  

 

     Поле действия должно быть представлено как пространство-время динамики усилия уместноcти активности – усилия занятия места в иной активности же, со- или противо-поставленной активности индивида. Поле есть живая (энергичная) действительность, а не косная реальность.

       «Живое» Поле действия осваивается как Смысловое Поле ПД. ПД развертывается как последовательные превращения Смысла ситуаций совокупного действия. Смысл ситуаций ПД задает функцию Посредника: Посредник в функции означивания чувства собственной активности в опоре выполнения действия – Посредник в функции инициатора и опоры самостийного продвижения и далее – Посредник в функции означивания действующей, активной границы, предела возможностей продвижения. В последнем случае возникает Поле собственной активности «посредствуемого», границы которого олицетворяются в образе доброй или злой (помогающей или препятствующей) «Силы» и активность выступает как Встреча с ней. Здесь посредничество должно стать инициацией События разыгрывания-осмысления самого акта стремления.

 

 

 

  •  

 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1, 2, 4, 5. М.: Педагогика, 1982 – 1984
  2. Завершнева Е.Ю. Две линии развития категории «смысл» в работах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. №3, с. 116 – 132.
  3. Завершнева Е.Ю. Представление о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. №4, с. 119 – 135.
  4. Завершнева Е.Ю. проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л.С. Выготского. Вопросы психологии. 2015. №5, с. 89 – 106.
  5. Левин К. Военный ландшафт // Динамическая психология. М.: Смысл, с. 87 – 93
  6. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Осип Мандельштам. Сочинения в двух томах. Т 2. Тула: Филин, 1994, с. 199 – 241.
  7. Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 1, с. 133 – 146
  8. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука. 2006. 451 с.
  9. Хасан Б.И. Психолого-педагогические основания диагностики индивидуального прогресса // Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников. Красноярск. НФПК. 2006, с. ???
  10. Эльконин Б.Д. Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II) // Культурно-историческая психология. 2014. №1, с. 11 – 19.
  11. Эльконин Б.Д. Исток и движущие силы развития // Педагогика развития: движущие силы и практики развития. Материалы 17-й науч.-практ. конф. Красноярск. ККИПК. 2011, с.23 – 33
  12. Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // прблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М.: НИИ ОП АПН СССР, с. 3 – 5
  13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989. 555 с.
  14. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психология. 2014. №1, с. 54 - 61     

 

 

 

             

  

 

 

 

[1] «Узел жизни, в котором мы узнаны и развязаны для бытия» (О. Мандельштам, - курсив мой).

[2] О. Мандельштам пишет: «… как это ни странно, форма выжимается из содержания-концепции, которое ее как бы облекает» [6, с. 210]. «Выжимание» из активности Формы – суть ПД.

[3] В терминологии Б.И. Хасана – «сдвигом» и «дельтой» [9].

[4] Это представление, мимо которого прошла Теория Деятельности (в выводах из экспериментов, но не в самом их устройстве), было воссоздано и развернуто в цикле работ Е.Ю. Завершневой [2], [3], [4].

[5] Для данного текста не существенно различение «энергии» и «силы», т.к. речь идет не о физических закономерностях, а о принципе и способе включения, в частности, и их в активность.

[6] Полагаю, что сказанное касается всех форм посредничества: и непосредственно-эмоционального общения, и удачного чтения лекции, и создания-выставления художественного произведения, и пр.

[7] Именно на повороте, а не в линейном движении водитель машины должен видеть все пространство ее хода – «контекст» движения.

[8] А будучи адресованным, т.е. превращаясь во взаимодействие, – вредно.

[9] Первоначально образец является объектом действия и становится средством (опорой), т.е. переосмысливается, лишь включаясь в стихию иной активности.  

[10] Например, в стихию ходьбы в раннем детстве или в стихию устной речи на переходе к младшему школьному возрасту.  

[11]Подробнее см. [10], [11].

[12] Похоже, так называемое, «функциональное поле» (понятие и термин, введенные П.Г. Нежновым [7]) является промежуточным между Полем выполнения и Полем испытания.

[13] Термин П.Я. Гальперина, отмечающий этап интериоризации – перехода действия из «внешнего плана» во «внутренний».

[14] Блестящей иллюстрацией эволюция поля движения по мере приближения к удерживающему поле Событию является работа К. Левина «Военный ландшафт» [5].

[15] Культурными формами описания подобного События являются Миф и Волшебная сказка.

Категория: Статьи и доклады Б.Д.Эльконина | Добавил: anuto4ka (04.04.2016)
Просмотров: 808 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright www.elkonin.ru © 2018