Меню сайта
Поиск
Главная » Статьи » Статьи и доклады Б.Д.Эльконина

Ситуация Посреднического Действия

 

                          Ситуация Посреднического Действия

Б.Д.Эльконин

 

«Впустить присутствие значит: вывести из потаенности, вынести в открытость. Выведение из потаенности вводит в игру место, а именно то, какое во впускании присутствия имеется у присутствия, т.е. у бытия» (М.Хайдеггер, «Время и Бытие»)

 

Посредническое Действие

 

  1. Человеческое начало не есть данность. Оно явлено и есть в «шаге» человеческого становления - усилии построения Действия и его воссоздании, воссоздании акта обретения субъектности[1]. Согласно концепции Л.С.Выготского и его последователей ([4], [5], [9] и др.[2]), придание активности (поведению) формы действия строится как опосредствование активности – употребление культурных знаков-значений как «психологических орудий» [4]. Становление значения как психологического орудия, обретение им функции средства – задача особого вида антропотехнического действия, названного Посредническим Действием (ПД) [16], [17].
  2. Решение указанной задачи предполагает обретение ПД места в стихии активности другого человека – создание ситуации уместности «вклинивания»[3] в эту стихию[4]. Для создания ситуации уместности недостаточно социально-ролевой аттестации посредника (учитель, родитель, директор и т. п.), легализующей его властные полномочия. Ее недостаточно в той мере, в какой решается задача инициации собственного, своего, а не извне привнесенного действия другого человека. Извне привнесенное замещает или заменяет собой активность другого, а не преобразует ее в форму действия[5]. В превращенных формах опосредствования решается задача адаптации человека к нормативным предписаниям, а в действительных формах – формах инициации собственного действия - задача развертывания полного цикла ПД [16], т.е. развития человеческого действия.
  3. В развитом человеческом Действии связаны три аспекта. Во-первых, оно продуктивно: созидается нечто «выставляемое» и утверждаемое другими людьми. Для ПД таково значение передаваемого средства. Значение психологического орудия порождается, а не дано [17]. Во-вторых, оно результативно. Результатом является не само по себе правильное или неправильное выполнение, а приращение выполнения («сегодня лучше-хуже, чем вчера»). Для ПД результативность есть мера воссоздания продуктивности. В-третьих, оно эффективно. Эффектом является возникновение поля действия, пространства его возможностей[6]. Для ПД возникновение у другого человека поля собственного действия есть мера успешности опосредствования. Именно опробование-испытание другим человеком поля собственного действия является критерием уместности опосредствования.

Поле Действия

  1. Введение концепта «ПД» и требования уместности ПД усложняет описание Поля Действия. С одной стороны, уже нельзя говорить о поле действия как некоей естественной, фактической ситуации поведения отдельного индивида[7]. С другой стороны, указание на уместность опосредствования требует понимания ПД как опробования и поиска некоей «мишени», задающей «попадания» и «промахи». Т.о., поле ПД есть хронотоп, в котором активность одного человека преобразуется в активность другого. Подобное преобразование требует рассмотрения и описания Поля ПД из феномена становления связности двух Позиций: и позиции посредника[8], и позиции «посредствуемого». «Узел» их связности есть со-в-местность – Событие Со-бытия.  Такова выполненная интерпсихическая форма или, словами Д.Б.Эльконина, «совокупное действие».
  2. Первое, что необходимо для описания поля ПД в соответствии с заданными требованиями, – это феноменологическая редукция. Необходимо представить Посредника как «вынесшего за скобки» некие готовые, вмененные нормы (схемы, меры)[9]. В удачных случаях кормящая грудью мать ориентируется не на «пособия по уходу» и, тем более, не на «высокие смыслы достойного материнства». Она ориентируется эмоционально, т.е., на чувствуемый ею ритм тела ребенка. Она «учится» чувствовать собой, в материале своей телесности чувствовать телесность ребенка, чувствовать живой материал, скрывающий ритм (переходы) своего становления[10]. Следуя мысли М.М.Бахтина [2], именно «чувство собственной активности порождения» есть исток со-ритмии матери и ребенка, их взаимо-опорности. Однако же, мать еще и видит ребенка и это видение помогает пред-идеть его состояния и в ритмах своего тела пред-чувствовать их. Что же здесь есть Поле активности матери? Это Поле – сам оживающий (таящий форму) материал (телесности ребенка), который частично открывается в «просветах» видения «ожиданий» ребенка. Таково Поле развертывания Совокупного Действия. Приведенный способ освоения этого Поля делает «безопасными» пособия по уходу и даже морализации о смыслах материнства, т.е. извне положенные культурные установления, позволяет «открыть скобки» и привести культурную норму к функции телесной установки (тонуса) и возможной опоры. Тем самым и культурные установления «оживляются» - теряют статус отчужденно-книжных истин и возвращаются в жизнь.
  3. Поле развертывания Действия существует относительно иного поля – Поля утверждения Действия[11]. Именно превращенные формы подобного утверждения и надо было вынести за скобки в приведенном примере с кормлением ребенка. Вынести за скобки для того, чтобы утверждение не замещало собой самого действования, а «помещалось» в него. Продолжая примеры из психологии младенчества, следует вспомнить о появлении улыбки ребенка на выразительное лицо взрослого. Улыбка оформляется в явственно адресованное обращение – Вызов ребенку и ответ на него, а далее в Вызов самого ребенка. Ребенок и взрослый, как бы, «выставляются» друг для друга. Существенно, что по многочисленным данным, это выставление не является продолжением телесного функционирования, а есть, как бы, выход «на свет» из «темноты» материала и его ритма. Здесь сама забота взрослого о «материале», в свою очередь, «выносится за скобки». Важно также, что Вызов требует для своего осуществления именно Поля, т.е. выразительность взрослого замечается и отмечается ребенком лишь в определенном пространстве (расстоянии) и времени (длении). Еще точнее: на флуктуациях пространства-времени. Произвольно или непроизвольно взрослый опробует в пространстве-времени «силу» своей эмоциональности (выразительности) – играет в Вызов, меняя незримые границы ситуации обращения[12]. Очень важно то, что в Поле Утверждения Действия, скрытая в детской и материнской телесности, эмоциональность становится открытой и в качестве открытой может становиться (в дальнейшем) способом инициации и акцентирования активности ребенка – существенным и необходимым моментом претворения активности в Действие[13]. Динамика открытой эмоционально-выразительной обращенности – способ «питания» Действия, способ усиления (или редукции) его тонико-кинетических переходов. Такова она и для ребенка, и для футболиста на поле, и для художника перед зрителем.
  4. Как и мама, так и художник выставляется – порожденное «публикуется». Зачем же нужна «публикация» самому порождению?! Публикация есть способ Утверждения Потенции Действия, утверждение возможности, т.е., того, что «он», действующий был и будет (мог сделать и будет мочь), а значит есть. Утверждение есть дарение субъектности – способности к свершению, а вместе с ним негласное упование на воссоздание Действия. Субъектность – не атрибут индивида, «в нем» находящийся, а приданная, приписываемая ему сущность. Именно поэтому Утверждение – это лишь по видимости утверждение «индивидуальности», а по сути - утверждение воссоздаваемости порождения (Действия). Подобное приписывание – необходимый момент человеческой повседневности – быт Посредничества. Именно потому, что утверждение экзистенциально необходимо, Поле Утверждения вырождается во множестве превращенных форм.
  5. Формирование Поля Утверждения – Вызова и его выставленности – есть практическое и фактическое признание автономии другого человека[14], т.е., признание активности как Его собственной. И это признание приводит к радикальным преобразованиям Поля Развертывания ПД. Так, например, кормление ребенка[15], который не только чувствует, но и видит маму и само это видение является для него отдельной «работой», да еще и смотрит по сторонам, осуществляется по-другому, чем ранее[16]. «Предмет» заботы «выскальзывает из рук» и заботится уже надо о приведении в ритм (композицию) поведения, а не телесного материала[17]. Здесь, на переходе от Поля Утверждения к Полю Развертывания и возникают искушения внешнего полагания и удержания границ жизни другого человека и возникают превращенные формы посредничества вокруг «борьбы за поле действия».
  6. Переход ПД от Поля Утверждения к Полю Развертывания действия, т.е. воссоздание Поля Развертывания в Поле Утверждения, в отношении Поля Утверждения требует радикального изменения позиции Посредника, требует децентрации[18]. Фактически и практически возникают вопросы о том, зачем материалу эта форма или, точнее, КАК и КОГДА материалу требуется КАКАЯ форма. А вовсе не о том какой материал «подходит» для «этой» формы. Эти вопросы предполагают, что ПД может стать как способом жизни материала, так и способом его редукции и омертвения. Именно этими вопросами характеризуются переходные периоды становления ПД (как в онтогенезе, так и в «большой» истории), где посредничество «крутится» между способами управления (властвования) и способами «питания» собственной активности другого человека. Челнок удержания Утверждения в Развертывании и Развертывания в Утверждении – движущаяся и колеблющаяся «мишень» ПД.
  7. В удачных случаях посредничества Утверждение в Поле Развертывания действия ребенка выступает как опробование-испытание границ и «системы отчета» про-вижения, а Развертывание в Поле Утверждения выступает в образе Другого как опоры.

 

Литература

  1. Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. 2010 – Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехнического (посреднического) действия. Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных исследований. 2011. С. 5 - 16
  2. Бахтин М.М. 1974 – Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. 1975
  3. Бодрийяр Ж. 2001 – Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: РУДОМИНО. 2001  
  4. Выготский Л.С. 1982 – Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М.: Педагогика. 1982
  5. Гальперин П.Я. 1998 – Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Институт практической психологии – Воронеж: НПО Модэк. 1998
  6. Гуссерль Э. 2004 – Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль. 2004
  7. Деррида Ж. 2000 – Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект. 2000
  8. Левин К. 2001 – Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл. 2001
  9. Леонтьев А.Н. 1981 – Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета. 1981
  10. Мамардашвили М.К. - 2014 Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. СПб.: Азбука. 2014 
  11. Нежнов П.Г. 2007 – Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. №1. С. 133 - 146
  12. Обухова Л.Ф. 2013 – Обухова Л.Ф. Механизмы возникновения нового в развитии // Сб. У истоков развития. М.: ГБОУ ВПО МГППУ. 2013. С. 24 - 33
  13. Смирнов С.А. 2010 – Смирнов С.А. Автопоэзис человека: Иосиф Бродский // Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных исследований. 2010. С. 82 - 133
  14. Смирнов С.А. 2012 – Смирнов С.А. Фармацевтика антропологических трендов. Антропологический форсайт. // Вестник НГУЭУ. 2012. №1. С. 88 - 104
  15. Хайдеггер М. 1993 – Хайдеггер М. Время и Бытие. М.: Республика. 1993
  16. Эльконин Б.Д. 2010 – Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск.: ERGO. 2010
  17. Эльконин Б.Д. 2014 – Эльконин Б.Д. Событие действия (заметки о развитии предметных действий II) // Культурно-историческая психология. 2014. №1. С. 11 - 19
  18. Эльконин Д.Б. 1989 – Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989
  19. Эльконин Д.Б. 1978 – Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978
  20. Эльконинова Л.И. 2014 – Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры //Культурно – историческая психология. 2014. №1. С. 54 - 62

      

 

[1] См. работы М.К.Мамардашвили, например, [10].

[2] Данная работа не требует различения подходов самого Выготского и его последователей – «деятельностников» к построению опосредствования.

[3] Термин Д.Б.Эльконина в работах об историческом происхождении периодов детства [18], воссозданный Л.Ф.Обуховой, применительно к актам опосредствования [12].

[4] Словами Л.С.Выготского – построение «интерпсихической формы».

[5] См., например, работу С.А.Смирнова [14]. На другие превращенные формы опосредствования указывал Ж.Бодрийяр [3].

[6] Именно поле действия требует для своего удержания высших психических функций: одновременности действия и рассмотрения хода действия (контроля, акцентирования «ключевых точек», предвидения).

[7] Например, о поле намерений и квазипотребностей [8].

[8] В нынешних описаниях формирующих экспериментов позиция Экспериментатора и ее изменения не описываются как факт самого экспериментирования. Тем самым уместность лишь допускается, а не пред-ставляется.

[9] «Форма соблазняет, – писал Ж.Деррида – когда нет больше сил понимать силу изнутри ее самой» [7, с. 11].

[10] Похоже, что нечто подобное С.А.Смирнов называет «Автопоэзисом» [13].

[11] Утверждение есть действительность того, что Д.Б.Эльконин называл «смысловым» аспектом действия, а развертывание – того, что он называл «операционно-техническим» аспектом. 

[12] И здесь есть полная аналогия с динамикой, так называемой, сюжетно-ролевой игры и игры с правилами (прятки, салочки и др.) дошкольников [20].

[13] Чем и становится примерно через год после появления и «упрочения» улыбки как Вызова.

[14] Как, впрочем, и выставленного («опубликованного») произведения.

[15] Примерно с 3-х месяцев.

[16] Для матери это может оказаться травмой «отказа от нее».

[17] Например, о связывании образа пространства с чувством собственного движения и, далее о построении ребенком собственного Поля Действия.

[18] Переходы от Утверждения к Развертыванию и от Развертывания к Утверждению выступают в онтогенезе как возрастные кризисы.

 

     

   

              

    

 

Категория: Статьи и доклады Б.Д.Эльконина | Добавил: anuto4ka (28.02.2016)
Просмотров: 448 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright www.elkonin.ru © 2018